Глава 1. Дорога в...

Едешь например, в электричке, солнышко там снаружи светит, птички чего-то чирикают, снег идет, лужи, грязь, поле, лес. Станции пролетают мимо, Ратомка, какая-то Крыжовка, Зеленое. В общем, обычный белорусский пейзаж. И тут объявляют следующую станцию – Беларусь. Пассажиры, которые привычные, те, конечно, внимания не обращают, спят дальше. А которые приезжие, те могут задуматься: «И куда это нас, черт возьми, после вчерашнего занесло»? Тут же крики, истерика, драка, шум. Которые местные, те объясняют. Плюются, конечно, проклинают того паразита, которому вздумалось город Заславль назвать Беларусью. Но потом смеются, сходят. Некоторые, правда, проскакивают дальше спросонья. Про них мы писать не будем, их там накроет, на линии Сталина. А кто тут сошел, то будьте здоровы и добро пожаловать.

О Заславле надо начинать писать со станции Беларусь. Чтобы не путаться, тут только одна станция. Как уже говорилось выше, Беларусь – это Заславль, а Заславль, соответственно, это Беларусь. Электричка сюда идет сорок минут, что конечно, очень быстро, если считать что до Заславля 20–25 километров. Мало того, у нас пустили скоростную заграничную электричку, так она пролетает вообще за 35 минут. В общем, прогресс. Встречает вас в Заславле, если, конечно, вы сюда прибыли на электричке, в первую очередь переезд, перед которым всегда очередь из автомобилей. И последнее время, я заметил, перед переездом начали останавливаться не только автомобили, но и электрички. Подъедет к переезду, остановится, и дальше поедет. Не знаю почему, но останавливается. Может, пропускает кого. Или так просто. Переезд в Заславле – излюбленное место автолюбителей. Они здесь всегда «тусуются»: можно с пользой провести от двадцати, если конечно вам повезет, до сорока минут. Старожилы говорят, что бывает и дольше. Я на дольше не попадал, но однажды минут тридцать кимарнул в маршрутке. Выспался зато. Ну и конечно, дороги. Они не то чтобы встречают, но они как будто бы есть. Дороги в Заславле, это я вам скажу... дороги. Я сдуру пару лет назад купил машину, но сам не рискнул в нее сесть. Жену отправил на права учиться. Она после этого разок въехала одному грузину, соскользнула с дороги с непривычки, но после ездит нормально. Замечаний нет. ГАИ не останавливает. Приноровилась.

Зимой наши дороги уменьшаются. Чем чаще идет снег, тем меньше дорог остается. Их как бы затягивает коркой льда со снегом. Обочина растет. Иногда в ней застревают автомобили и автобусы без какой-либо возможности выбраться оттуда до весны. И под конец зимы все дороги превращаются в односторонние. К нам однажды президент заехал. Летом, правда. Зимой бы он, конечно, не вперся. Тут надо, умеючи. Как водится, к встрече готовятся. Красят там что-нибудь, дома рисуют на ватмане, заборы. У нас тоже подготовились. Но ничего не красили. Засыпали одну яму, в которую ливнем постоянно смывало ближайшие автомобили и намалевали посреди дороги разделительную полосу, чем привели местных автолюбителей в шоковое состояние. Те даже и не представляли что, судя по разделительной полосе, дорога оказывается здесь, а не там. Но все, как говорится, проходит. Полосу смыло первым же дождем и водители начали ездить, как и раньше.

Если, едешь из Минска в первый раз, надо конечно скинуть на въезде в город. А то тут и останешься. Для особо шустрых, в крайнем случае, кладбище у нас прямо на въезде. Для водителей здесь все очень миленько приготовлено. Поликлиника – больница – ритуальные принадлежности – кладбище. Чуть дальше – костел и церковь. Весь сервис рядом, последний путь можно пройти пешком. Поликлиника ничего так, с евроремонтом, даже парочка врачей имеется. Я со своей ногой записался один раз сдуру к хирургу. Говорю: «Что-то, доктор, у меня нога болит. Не так чтобы очень, но года три уже. И пешком ходить стесняюсь, падаю». Он, собака мне отвечает: «Я, говорит, и так вижу, дурья башка, что у тебя нога болит». Это, говорит, плоскостопие. Записал он мне в карточку: «Плоскостопие» и вышвырнул из кабинета. Так я и хромаю до сих пор на своем плоскостопии. Больше по поликлиникам не хожу. Себе дороже. Больничка тоже тут через дорогу. Такая деревянненькая построечка типа барака. В Минске, помню в детстве, на нашей улице такой же кинотеатр был, то ли «Ракета», то ли «Искра». В общем, сгорел он. А больница ничего так, стоит до сих пор. Там даже как-то дочка моя лежала или даже две. Им какие-то пилюли давали. Или не давали. Такие, помню, серенькие палаты, с потеками и паутиной. Врач там же. Или нет врача, не помню. Сестра была, ноги у нее были, а больше ничего не помню. На кладбище не был, бог миловал. Но через забор, проезжаючи мимо, заглядывал. Ничего так, уютненько.

В общем, если какой-нибудь настырный водитель таки прорвется дальше кладбища, то проскочив по пути дедушку Ленина с исполкомом и музыкальной школой, перекусив в кафе, не помню как называется, столовской пищей по ресторанным ценам, он упрется в переезд, на котором может смело оставить машину и отправиться в пеший тур по древнему нашему городу Заславлю, который, впрочем, тут и заканчивается.

 

Глава 2. О быте

А еще вас встретят в Заславле четыре милиционера, которые постоянно по нему шляются. Вернее, их наверно штук восемь или двенадцать, но ходят они по четыре за раз. Они, наверно, тут на практике. И поэтому ходят по четыре штуки. Так проще отбиться, если вдруг что. Они еще неопытные и, когда на них смотришь, скромно отводят глаза и краснеют. Хорошенькие такие милиционерики. В общем, они там ходят и тем самым как бы за нами присматривают, чтобы мы не бузили. И благодаря этому в Заславле конечно безопасно и ничего никогда не происходит. Даже скучно.

И если вы все же умудрились проскочить переезд, то к великому нашему сожалению ничего интересного вы тут не увидите. Есть несколько домов барачного типа, в которых даже живут люди. А дальше уже современный Заславль. Не совсем уж современный, но лет так восемьдесят назад он был современный, да. А сейчас конечно облез. Потрепался. Поизносился. В общем, убогонькие такие пятиэтажечки. Есть парочка домов и повыше, но они от хрущевок мало чем отличаются. Электричество конечно. Канализация. Водоснабжение. Электричество периодически гаснет. Не без этого. Обычно по вечерам. Но может и днем. Ночью всегда. Экономят, наверное. Эти, которые на станции, они само собой не спрашивают. Гасят, когда им вздумается. Могут на час погасить, а могут и на три. Сиживали мы и по четыре часа без света. Вода тоже не так чтобы очень. Ржавая. Пованивает. Это, конечно, если она до вас доберется. Иногда не доходит. Я первое время звонил, ругался. Говорю: «Включите, суки, горячую воду, что ж вы делаете. Мыться нельзя». Они смеются. Потом пришли как-то. Включаю им горячую воду, она капает. Пощупали, говорят: «Температура подходящая, вы чего, гражданин, понапрасну жалуетесь? Я говорю: «Так давления же ни черта нет, где тут помоешься. Третий месяц не мывшись». Это, говорят, мы заметили, что вы давно немытые. Так и ушли. Я репу почесал и решил начать закаляться. Год практически в одной холодной воде мылся. Так закалился, что морда прямо лоснилась от здоровья. И даже немного начала синеть. Хотел уже в моржи пойти, так они, собаки, в прошлом году воду починили. Перекинули насос с холодной на горячую воду. Конечно, теперь горячей хоть отбавляй. Зато холодной ни черта не стало. Это, я вам скажу, как в аду. Горячая ж, сука, хоть чай заваривай. Выползаешь из ванной разомлевший как жаба. Полки плавятся. Зато помывшись. В общем, как-то так. Такое тут наше собачье житье-бытье.

Но при всем при том, а живу я тут года четыре... или шесть, я бы не вернулся обратно в Минск. Что нам той Минск со своей чистотой. Ну, чисто там у вас в Минске и что? И все. Чисто и все. Ко мне как-то друг приехал из Прибалтики. Ходил он по Минску, ходил. Туда пойдет и сюда. Библиотеку смотрел и прочие достопримечательности. Я у него перед отъездом спрашиваю: «Ну как тебе город»? Он думал, думал и говорит: «Конечно, да, чисто у вас. Вот чисто у вас, конечно, да. Ничего не скажешь». И уехал. Больше не приезжал. Вот и вся минская достопримечательность. Я вчера читал блог одного хлопца, он по Таиланду шляется. Не то, чтобы он там жил, а видно в гости приехал. Может, к бабушке. Или так, в командировку. Так он всякое пишет в этом своем блоге. И дома там, и тайцы, и острова. И таиландки тоже вроде ничего. Не без этого. И массаж с маслом, и кузнечиков с тараканами жрут. И крыши, такси тоже. Весь в восторге. И что интересно, тоже говорит, чисто у них там. А в Минске чисто и дороги. Чё с дорогами не знаю, но что чисто видел. В подворотнях, конечно, может быть по всякому, но проспект моют.

В общем, сидите в своей чистоте. А мы тут. У нас тут все по-настоящему. Чистотой и не пахнет. Дорогами тоже. А если ветер, так может и оберткой от мороженного морду залепить. Или мешком каким. Летает мусор, когда ветер. Кружится. Собаки тоже. Бегают. Кусаются иногда. Но не так чтобы очень. Если голодные, то да, могут и руку отхватить. А так ничего. Питаются мусором, мусора у нас навалом. Достопримечательности тоже имеются. Не без этого. Церковь зареставрировали, костел, правда, не трогали, слава богу. Городище еще, музей тоже. Там гобелены, куклы какие-то, и прочая мура. Интересно, в общем. Млын. Это возле переезда. Туда можно сходить, пока будете ждать, когда переезд откроют. Но о достопримечательностях я еще напишу отдельную главу. Есть пара озер. Одно поближе и почище, второе побольше и подальше. Я там щуку поймал. Три. Хотя если подумать, то шесть. Или даже двенадцать. И окуней. Много. Щуки были большие. Три кило. А одна пять и по мелочи. Шесть и восемь. В общем, рыба там есть. Которые рыбаки знают. Заезжают к нам иногда.

 

Глава 3. История Рогнеды

Пройдясь таким образом, весьма поверхностно, по современному Заславлю, не будем пудрить мозги читателям и углубимся немного в историю. Все мы учились в школе, и знаем, что история постоянно меняется кому как удобно. Она, товарищи как дышло, кто повернул, тому и это самое. И вот что нам о Заславле говорит, к примеру,]]> википедия]]>

Заславль — летописный Изяславль, Ижеславль, Жеславль. Согласно летописным преданиям построен в конце X века киевским князем Владимиром Святославовичем, который отдал его жене Рогнеде и сыну Изяславу[2] (возможно, в честь его и назван). Впервые упоминается в летописях в 1127—1128 в связи с походом великого князя киевского Мстислава Владимировича на Полоцкую землю, «на Кривичи», в ходе которого был разорён[3].

Как звучит-то, а? Изяславль... Как песня. А тут хлоп: Беларусь. С неба на землю. Конечно, Беларусь тоже красиво, но вокруг и так сплошная Беларусь.

А Владимир Святославович, между нами говоря, отдал Заславль Рогнеде, чтобы раз и навсегда отвязаться от жены да и от сынка своего, который выступал за мамашу. Рогнеда этого дурня Владимира еще до свадьбы облаяла. Она его прозвала "рабыничем". А дело было так: Владимир сватался к Рогнеде, а ей было западло выходить за сына наложницы. В наше время это конечно наплевать. Выходят и не за таких. А тогда, конечно, да. Позор на весь мир. Будут пальцами показывать. Смеяться. Вот, значит, когда к ней сваты пришли, Рогнеда его рабыничем и окрестила. За этого, говорит, рабынича не пойду! Смерд. Это она может и зря. Люди горячие. Может, надо было стерпеть и как-нибудь сватов выпроводить поспокойнее. А то, наверное, пинками выгнали взашей. Может, еще и помоями облили напоследок. Но она конечно княжна, ей виднее. Кровь там. И прочие дела. Владимиру само собой кровь в голову, он сдуру пошел и взял Полоцк. Там он Рогнеду и обрюхатил. Притом на глазах у ее родителей. У нас, конечно, за изнасилование его бы засадили. А там ничего. Княжну сучий сын взял в жены, братьев и отца замочил, там же свадьбу и сыграли. Вот где беспредел-то. Рогнеда, правда, не успокоилась, и решила мужа порешить. Тот ее видно окончательно достал своими приставаниями.

Владимир и Рогнеда. А. П. Лосенко. Масло.

На картине, товарищи, мы видим, что Рогнеде уже плохо, она уже сомлела от постоянных домоганий этого дурня Владимира. А тот все никак не успокоится, люблю, да люблю... Тьфу ты, мужик тоже.

А тут она уже пытается добраться до него с ножиком. Но он проснулся и отбирает у нее холодное оружие.

Рогнеда пробует убить князя Владимира. Миниатюра Радзивилловской летописи, XV в.

Жаль, правда, не получилось. Что-то там у них сорвалось. Может, настучал кто. В общем, Владимир обиделся за такое кощунство со стороны любимой жены и хотел ее зарубить мечом, который постоянно таскал с собой в ножнах. Но тут, как на зло, вступился сынок, Изяслав. Он выхватил свой меч-кладенец и говорит: «Не дам мамку в обиду». Чему в доказательство скульптура в Заславле.

Рогнеда и Изяслав

Правда, меча не видно у Изяслава. Видать, кто-то заврался. Или скульптор или история.

Рогнеда и Изяслав

Владимир плюнул и сослал их к черту в Беларусь, то есть по-ихнему Изяславль. Может, он испугался сына Изяслава. Возможно, сынок преуспел в искусстве фехтования. А может, что и осталось еще в его рабской душонке и поэтому не захотел он сына единокровного рубить. Или достали они его своим нытьем. Жена постоянно рабыничем обзывается и к себе не подпускает. Сын тоже скулит и от мамки не отходит не на шаг. А он, возможно, уже любовницу завел и не знал, как от этих неслухов избавиться, чтобы с ней уже не скрываясь, это самое. А тут такой случай. Вот Владимир и говорит: «Да ну вас к чертовой матери, езжайте вы в Заславль и живите там, как хотите. Не отец я вам боле. И не муж тоже. Они и уехали. Говорят, Рогнеда потом постриглась в монашки. Видно, и там ее достали всякие князья своими приставаниями. А она, может, этого вовсе и не хотела.

В общем, история достойна пера Шекспира. Он, видать, не знал историю Заславля. А то написал бы пьеску обязательно. А киевляне,однако суки какие, тут как тут. Взяли и разорили такой город. И это только начало. Дальше - больше.

В 1159 году был разграблен в ходе очередной междоусобицы[6] — борьбы двух ветвей потомков Всеслава: сыновей минского князя Глеба и полоцкого князя Бориса. В то время это был укреплённый город, центр удельного Изяславского княжества.[7]
После 1159 Изяславль почти на два столетия исчезает из летописей. По раскопкам видно, что в середине XIII века здесь случился большой пожар.

Это не нашего ли Глеба предки? Который футболист?

От тоже дал бог родственников. С одной ветви. Одного поля ягоды. Яблоко от яблони... Наверно, двоюродные братья. Вы подумайте. Мы, помню, с братом в детстве тоже дрались. Бывало всякое. Иногда до крови и соплей. Но что бы при этом разорять целые города... такого не бывало. А на случай пожара у нас имеются две пожарки. История не прошла даром. Подготовились. Раз уж тут встречаются такие родственнички, надо быть готовым ко всему. Одна до переезда, другая после, что весьма неглупо, учитывая то, что переезд всегда закрыт. И если с водой перебоев не будет, то Глеб нас не сожжет.

Это та пожарка, которая до переезда. Фото Шибаев Андрей и Кулеш Алексей

А это, которая после. Фото Шибаев Андрей и Кулеш Алексей

В 1433 — захвачен Свидригайлом Ольгердовичем и сожжён, жители взяты в плен.

Тьфу на них. Свидригайло еще какое-то выискалось. Вот же сучье племя, а? Люди строят, строят. Женятся, может быть. Или так, гражданским браком. Детей рожают. А эти вперлись, разграбили, сожгли. В плен может быть взяли. Или еще чего похуже. И где ж тут руки не опустятся за всем этим убирать. Одних углей может пудов двадцать после пожара. И что, думаете успокоились? Черта с два. Не могу читать дальше. Сожжен, разграблен, в плен, пожар. Черт знает что за история такая!

Кто-нибудь, конечно, скажет: «Ай, когда это было. Люди дикие были, безграмотные. Телевизора не было. Канализации. Горячего водоснабжения. Книг не читали. Компьютер опять-таки еще не придумали. Мобильники. Электрички». Ан нет. Перескочим для примеру, через этих паразитов, на пару-тройку столетий вперед. И что мы видим?

В ноябре 1917 в Заславле был создан Совет рабочих и солдатских депутатов, установивший Советскую власть.
В июне 1941 Заславль оккупирован немецкими войсками, освобождён 4 июля 1944.

Что те, что другие грабили, сжигали и в плен брали не хуже своих знаменитых предков. Крапивное племя. И в результате мы получили то, что получили. Грязь, лужи, собаки и мусор. Света нет. Канализация воняет на весь город. Вода ржавая. В общем, история прошлась по Заславлю огнем и мечом. Досталось. Пора бы уже и остепениться. 

 

Глава 4. Крещение

А между прочим, Владимир Святославович, он же Влади́мир I Святосла́вич — киевский великий князь, он же Владимир Святой, Владимир Креститель и Владимир Красное Солнышко был не такой уж и подлец, каким вы себе его нарисовали в прошлой серии. Именно при нем произошло крещение Руси, а не то, что некоторые себе представляли. И благодаря этому его прошлые шалости были забыты, а его, на всякий случай, сделали святым, и даже объявили день памяти, при котором наверняка был объявлен выходной день и трудящиеся отдыхали. Или не отдыхали. Может там просто в колокола трезвонили как-то по-особому и все. Во всяком случае, сейчас такого государственного праздника не имеется. Может и зря. Ну, и как говорится в книжке ]]>"Православие на Белой Руси"]]>, князь Владимир принял Святое Крещение, и его сыновья Изяслав с Ярославом тоже это самое приняли. Изяслав, это тот, который памятник в Заславле, а с Ярославом я не знаком, ничего не могу о нем сказать. Может, он и ничего. Но как бы то ни было они крещение приняли. А то раньше они молились всяким глупостям. А после крещения конечно уже нет. Язычники они были. Это которые до христианства идолам молились.

У нас не так давно в Витебской области водолазы тоже выковыряли из реки с названием, извиняюсь за выражение, Дрисса одного идола. Так крику подняли вокруг этого корча. Говорили, что тысяча лет ему. А потом, как экспертизу провели, так оказалось, что ему лет тридцать всего. Ну, может, немцы еще десяток накинут. Им тоже кусок дали. В общем, молодой еще. А что вы хотите? Что можно достать из реки с таким неприличным названием? Если у нас в Заславле по чердакам полазить, так можно и не такого найти. А такими идолами у нас печку топят.

В общем, они были тогда язычниками. И вполне вероятно, даже человеческие жертвы приносили в этом своем диком обличье. Хотя, может, и нет. Центр Европы все же. А вот если подумать, то праздник Ивана Купалы скорее всего оттуда к нам и пришел. Вполне вероятно. А почему и нет? Может, даже он у них был государственный праздник. И трудящиеся в этот день не работали. Может, они пили самогон или какую другую бормотуху. Квас или пиво. Праздник, между прочим, вполне даже любопытный. Там такое творили, пока искали этот несуществующий цветок папоротника, что страшно сказать. Я бы, конечно только во имя науки, принял бы участие в этом празднике. Любопытно, почему после него рождаемость повышалась. А вот жену с дочками пожалуй не пустил бы. Мало ли. История даже сохранила описание какого-то попа, который побывал на этом карнавале:

«во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех возбесятца в бубны, и в сопели, и гудением струнным, и всякими неподобными игры сотонинскими, плесканием и плесанием, женам же и девам и главам киванием, и устнами их неприязнен клич, вся скверные бесовские песни, и хрептом их вихляниа, и ногам их скакание и таптаниа; ту же есть мужем и отроком великое падение, ту же есть на женское и девичье шатание блудное им воззрение, такоже есть и женам мужатым осквернение и девам растлениа. Что же бысть во градех и селех в годину ту —сотона красуется кумирское празднование, радость и веселие сотонинское, в нём же есть ликование»... Ну и прочая белиберда.

В общем, как бы то ни было, праздник несмотря на крещение остался. Видать народ не захотел расставаться с этим самым. Я их вполне понимаю. А попы, которые их крестили, видно решили пойти на сделку, лучше уж пусть оставят себе этот журфикс, чем нехристями ходить. А может, и сами заинтересовались побывать на нем. История об этом умалчивает. Они, не долго думая, связали этот фестиваль с именем Иоанна Крестителя и начали тоже посещать это самое.

Но вернемся в Заславль. Владимир Святославович с сыновьями крестились и Рогнеда тоже. Конечно, немного поспорили перед этим делом. Не без этого. Сохранились реплики того времени. Что то там такое говорит Володя Рогнеде на своем дурацком наречии: «Аз убо отнемеже крещен есмь и приях веру и закон христианский, подобает ми едину мети жену, юже ныне поях во христианстве; ты же избери себе от вельмож моих, его же хощеши...».

Я ничерта не понял, что то про зубы, и типа он принял  крещение и отсюда ему теперь можно только одну жену, а Рогнеда в крайнем случае кого-нибудь может себе выбрать из вельмож, которые посимпатичнее. А она, не будь дурой, ему такой же белибердой и отвечает: «Еда ли тебе требе есть Царства Небеснаго, мне же не требе его? К сему бывши княгинею, камо могу стерпети у слуги твоего раба быти? Но прошу уневести мя своему Христу, и да прииму святый ангельский иноческий образ»...

Тут уже понятно, в начале про еду, может ела она, а он ее отвлек, или, говорит, что от таких слов еда мне в горло не лезет. Ты, говорит, паразит, перекрестился и тебе значит царствие небесное, а мне значит со слугами это самое? Так я тоже хочу этого, и более того, хочу быть невестой Христовой и через это приму иночество. Ее, в общем, тоже крестили. И так у Рогнеды это славно получалось, что они с сыновьями потом этую веру распространили из Заславля на всю Полоцкую землю. А Рогнеда стала первой на Древней Руси монахиней. Вот так вот. Знай наших. И в честь этого самого всего вышеописанного, у нас в Заславле установили памятный поклонный крест в 1992 году. Это отмечали тогда 1000-летие крещения Белой Руси. В общем, крест этот там, где Замэчак, там они и жили-были - наша Рогнеда с сыновьями. Вот такие исторические факты из жизни наших предков.

Памятный крест в честь 1000-летия Полоцкой епархии, установленный на городище Замэчек на месте жилища Рогнеды

Это вот тот самый крест

А еще оттуда открывается такой вот вид. Говорят, во время войны немцы отсюда обстреливали город. Я думаю, так и было. Заметно, что еще не все восстановили.
Говорят, потом она еще основала в Заславле монастырь, в котором и была погребена. Не знаю. Нам это не ведомо.

Ну а Изяслав, который сын Рогнеды, и который памятник, в одиннадцать лет стал Полоцким князем. Это тогда было разрешено, но если подумать, то чего он в одинадцать то лет мог понимать? Взять, к примеру, мою дочку, так она такого наворотила бы при таком звании, что и сейчас бы не разгребли. Она может начала бы сдуру третью мировую войну, если бы ей не дали того, чего хочет. Куклу там. Или айфон. Ну а Изяслав, говорят ничего. Возродил даже династию Полоцких князей. Кафедра тоже открылась в Полоцке в 992 году. Епископская. А вообще, говорят, был он милый и добрый мальчик. Книжник. Это значит, книжки любил читать. «Войну и мир», конечно, он не читал, но книги того времени да. Молился. Плакал часто. Ну, это понятно. Мне тоже, глядючи на теперешний Заславль, хочется плакать. Да и вообще: кризис, упадок нравов, пьянство, чиновники, медицина. А в Новгороде еще нашли евоную печать. Что-то он там ей тогда печатал. Умер он в 25 или около того лет. В 1001 году. Не понятно, почему. Может, болел часто. Свинкой или корью. Тогда от этого умирали. Пенецилину не было. И таблеток не делали. Лечили черт знает чем. Всякими глупостями. И от такого лечения, конечноЮ, умирали. У нас тоже умирают. Но тогда намного чаще. Но двух сынов он после себя оставил. Всеслава и Брячислава Изяславовичей.

В общем, это самые древние и интересные факты истории того Заславля. Потом он развивался, строили церкви, костелы. Потом все сожгли. Восстановили конечно. И так далее... Не будем переписывать всю историю этого древнего города. Пройдемся лишь слегка...

В XI столетии центр города перенесли в нынешний замок-вал, где сейчас стоит Спасо-Преображенская церковь. Это уже после смерти Рогнеды. Интересненько, чего им там не сиделось. Может, она им являлась? И они со страху перебрались сюда. В общем, переехали, поставили себе новую церковь, чтобы далеко не ходить грехи замаливать, замок само собой построили, мебель перевезли, подушки, холодильник и прочий скарб.

Руины так и не восстановленной южной брамы Заславского замка (конец XVI в.)

От этого замка тоже ничерта не осталось.

Спасо-Преображенская церковь 

Церковь это не та, но на том же месте. У нее тоже длинная история. Построена была, возможно, в XV веке как кальвинский собор. Потом ее переделали в костел, потом построили рядом монастырь, потом ликвидировали, и в конце концов в 1840 года отдали православным и освятили в Спасо-Преображенскую церковь. В общем, та еще история.

И конечно, коммунисты. Это, вообще какое-то недоразумение, а не люди. Вот они в 1937 году по ложному обвинению арестовали настоятеля Спасо-Преображенской церкви протоиерея Порфирия Рубановича. Тогда всех по ложному обвинению сажали. Это у них было модно в 37-м, и не только. Они, вообще, всех сажали. По всяким идиотским обвинениям. За всякие глупости. Им везде мерещились шпионы. Ну и кто что не так сказал. Или услышал. У нас, в основном, всех сажают за то, что ругаются матом. Ругаются, конечно, много. Тогда, мне кажется, на это внимания особо не обращали, но сажали не меньше.

Этот самый Порфирий Заславский был выдающийся священник. Он начал служить в нашей церкви в 1914 году. При Советах его, конечно, посадили. Для начала, в 28 году, типа за неуплату налога. Тогда это называлось «За невыполнение гособязательств». Он отсидел три с половиной месяца. Потом эти полудурки построили рядом с церковью клуб. И начали там по воскресеньям устраивать всякие свои дурацкие представления, чем оскорбляли чувства верующих, да и вообще, нормальных людей. Порфирий молча терпел эти идиотские выходки. Ну, так коммунисты на этом не успокоились и арестовали старосту церкви - Федота Дорожку. Отправили по этапу Сибирь, откуда он уже, естественно не вернулся. Когда им и этого оказалось мало, эти идиоты в 1935 году вообще закрыли Спасо-Преображенскую церковь. Однако Порфирий не отрекся от сана священника, а начал служить в маленькой кладбищенской церковке. И что вы думаете? Эти сыны дьявола, сатанинское племя, недочеловеки, запретили ему и это, и вообще выгнали из Заславля. Порфирий уехал в Быхов. В Быхове уже все церкви были закрыты и Порфирию, конечно, не пришлось служить. Но, как известно, эти товарищи редко успокаивались. Боялись, видно, они священников. И в конце концов его арестовали 5 августа 1937 года, предъявив какое-то дебильное обвинение. В общем, он не отрекся, они его и уничтожили. Такое часто встречается в истории. Власти всегда боятся тех, кто не отрекается. Они его приговорили к заключению в концлагерь сроком на десять лет. Он отбывал заключение недалеко от Гомеля, работая на местном торфяном заводе. В 1943 году Порфирия убили партизаны. Вот такой наш земляк. Порфирия потом причислили к лику святых. А партизаны, конечно, кретины. Убили святого человека.

Вот такая история. Под конец, в 1972 годов храм приспособили под музей ремесла и народных промыслов. В 1990-х годах церковь вновь вернули верующим. Наконец-то...

А в 1996 году в храме произошел пожар. Говорят, его подожгли представители секты сатанистов. Это что-то типа коммунистов. В общем, одно и тоже. Одни молятся сатане, другие Сталину. Но все обошлось благополучно. У них ничего не получилось. Вообще у них мало что получалось хорошо. Это я уже про коммунистов. И результат их деятельности мы видим в нынешнем Заславле. Как я уже писал в прошлой серии: грязь, лужи, собаки и мусор. Света нет. Канализация воняет на весь город. Вода ржавая.

Костел Рождества Пресвятой Девы Марии.

Костел Рождества Пресвятой Девы Марии

]]>Построили его в 1774 году на месте старой деревянной церкви.]]> Его тоже то закрывали, то переосвящали. Что-то они то туда, то сюда. Церковь в костел, костел в церковь. Непонятно. По велению моды, что ли? А в наше время его, конечно, возвратили католикам, и понемногу реставрируют. Церкви у нас реставрируют с помощью государства, а костелы сами. Чем-то католики, видно, не угодили.

Это что касается истории. Больше я в историю не полезу. А если и полезу, то неглубоко. Так, слегка. А в Заславле, конечно, есть еще, о чем написать. И я, наверно, еще напишу. Если совсем не обленюсь. Или не одолеют бытовые проблемы. А то знаете, всякая житейская чепуха. Все куда-то спешишь. Время у нас сейчас такое. Представьте, если Рогнеда, например, в Полоцк на санях ехала – так сколько же ехать надо? А сейчас, на электричке может раза в два быстрее выйдет. А то и во все два с половиной. Интернет опять-таки. Электронные деньги. Все можно делать, не вставая с дивана. Платить за все с мобильника. И тратить тоже. В очередях стоять не надо. Бывают, правда, и казусы. Я вот недавно жене и дочке закинул денег на МТС. А потом оказалось надо было, по новым правилам, вводить код. Раньше и не надо было. А теперь надо. Вот вынь да положь. Ну конечно, денежки тю-тю. Надо, говорят, ехать черт знает куда, с отпечатками пальцев, фотокарточкой три на четыре, паспортом, заявлением, справкой из ЖЭСА, и двумя доверенными лицами приличной наружности. Тогда они, возможно, вернут деньги, если твоя физиономия у них вызовет доверие. Я плюнул. Думаю, здоровье дороже. Поскандалил, конечно, немного. Сердце прихватило. Жена плачет. У дочки физиономия распухла. Что при таком настроении напишешь? А можно же по-людски. Верните туда, откуда пришли. Ничего сложного. Так нет, целую церемонию придумают, чтобы не вернуть тебе твои кровно заработанные. И таких "продвинутых" не я один. С другой стороны, им тоже надо. Возьмите наш Заславль, у нас "четыре избы и пять покосившихся хрущевок". А банков, если не ошибаюсь, три штуки. И все размером с дворец. Откуда брать деньги на такое строительство?

В общем, как то так мы и живем. Три банка и не одного ледового дворца или, скажем, оперы какой захудалой и то ни черта нет. Цирка. Театра. Всех развлечений - кредиты брать да на переезде стоять.

comments powered by HyperComments

Похожие:

В автобусе протягиваю кондукторше 50 тыщ белорусских денег. Та начинает кричать, что это я специально, после чего уходит обиженная. На следующий день...
Электричка опаздывала. Минут на сорок. Пассажиров однако это не удивило. Они с безразличным видом шлялись по вокзалу, выходили на перрон, зевали и...
На вокзал я приезжаю минут за 15-20 до отправления электрички. Так получается. Пытался несколько раз приехать позже, так, чтобы минут за 5 — не...
Сегодня, 11 февраля 2013 г. я, Гавриил Заславский опоздал на работу на 5 часов и 16 минут, из-за того, что вчера у нас в Заславле отключился свет на...
Все же зря вы говорите, что в Заславле ничего нет и все так плохо. Не все. Есть, конечно, мелкие казусы и неурядицы, но жить можно. Чистой воды у нас...